Меню

Вестник Водолея

заметки о пробуждении

Гурджиев о сексуальной энергии

Одна из нескольких тем, к работе с которыми я постепенно подбираюсь — это исследование темы сексуальной энергии в жизни человека. В первую очередь — в моей собственной жизни конечно же. Не представляю, как можно что бы то ни было исследовать, не работая прежде всего с самим собой и не пытаясь в самом себе пронаблюдать и осознать действие того аспекта мира, который мы собрались изучать.

Начать я хочу со знакомства с различными представлениями о роли сексуальной энергии в жизни и эволюции человека, доступными в окружающем культурном ареале. Центральный текст, от которого я собираюсь оттолкнуться — это идеи Гурджиева о роли пола, которые можно найти в XII главе книги Петра Успенского «В поисках чудесного». Вопросам пола там посвящена вторая часть главы, начиная со слов «Говоря о „типах“, Гурджиев спросил…». Текста там немного, меньше 10 страниц, но он представляется мне ключевым в этом вопросе.

Для адекватного понимания этих идей нужно вспомнить о двух базовых положениях системы Гурджиева. Во-первых, Гурджиев говорит о том, что человек проводит свою жизнь в подобии гипнотического сна. Что наше обычное т.н. «бодрствующее состояние сознания» также сильно отличается от потенциально доступного человеку состояния, как ночной сон отличается от нашего дневного режима жизни. То есть человек спит. Мы с вами спим. Я сплю, когда пишу эти строки, а вы спите, когда их читаете.

Во-вторых, Гурджиев говорит, что есть возможность пробудиться от этого сна, но это пробуждения требует сознательных усилий и работы над собой. Что в пробуждении от этого сна и переходе в более сознательное состояние сознания и заключается подлинная эволюция человека, его настоящее развитие. В двенадцатой главе «Поисков» Гурджиев рассказывает о роли сексуальной энергии в удержании человека в состоянии сна и в возможности пробуждения.

В-третьих, важно понимать, что в представлении Гурджиева человек состоит одновременно из нескольких разных существ, разных центров, работающих на разных видах энергии относительно независимо друг от друга. Три ключевых центра — это двигательный, эмоциональный и интеллектуальный. Также Гурджиев выделят отдельно инстинктивный и половой центры. И, кроме того, в человеке есть еще два высших центра — высший эмоциональный и высший интеллектуальный, связи с которыми в обычном состоянии сознания человек не имеет.

Дальше — моя попытка сформулировать основные тезисы этой главы и проиллюстрировать их некоторыми цитатами.

1. Пол, или сексуальная энергия, — главный гипнотизер нашей жизни. Бо́льшую часть того, что делают люди, они делают под влиянием пола, под воздействием сексуальной энергии.

Пол играет огромную роль в поддержании механичности жизни. Всё, что люди делают, связано с полом: политика, религия, искусство, театр, музыка — всё это пол. Вы думаете, люди ходят в театр или в церковь посмотреть новую пьесу или помолиться? Это лишь видимость. Главная вещь в театре и в церкви — там соберётся много женщин и много мужчин. Вот в чём центр тяжести всех собраний. Как по-вашему, что приводит людей в кафе, рестораны, на различные празднования? Только одно — пол. Это главная движущая сила всей механичности. От неё зависит весь сон, весь гипноз.

Связано это с тем, что сексуальная энергия — самая быстрая и мощная из присутствующих в теле человека. Когда она активизируется, она легко увлекает за собой всё остальное — и тело, и чувства, и мысли человека. Эта власть пола над нами вполне поддается наблюдению в нас самих.

2. Всё зло и механичность (то есть не-сознательность) жизни — в постоянном самообмане. Пол, осознающий сам себя, уже не столь механичен.

Вы должны постараться понять, что я имею в виду. Механичность особенно опасна, когда люди пытаются объяснить ее чем-то иным, а не тем, что есть. Когда пол ясно осознаёт себя и не прикрывается ничем, это уже не та механичность, о которой я говорю. Наоборот, пол, который существуют сам по себе и независимо от всего прочего, — это уже большое достижение. Зло заключено в постоянном самообмане.

3. Власть пола над людьми есть главная форма рабства человека. Но она же содержит и главную возможность развития, возможность пробуждения. Работа в направлении пробуждения состоит в сознательном направлении сексуальной энергии на задачи внутренней эволюции.

4. Возможность пробуждения связана с формированием т.н. тонкого тела в физическом теле человека (другие названия для этого тонкого тела — астральное тело, энергетическое тело, тело кесджан, природное тело). Астральное тело рождается из той же материи, что и новая жизнь. То есть сексуальная энергия может реализовать себя в виде создания новой жизни, рождения ребенка, а может — в виде формирования более тонкого тела внутри физического тела человека. Такое направление работы сексуальной энергии называется трансмутацией.

5. Далее Гурджиева спрашивают о пользе воздержания в работе над собой. Он говорит, что воздержание может быть полезно, если осуществляется одновременно во всех центрах (двигательный, эмоциональный, интеллектуальный). Если же, например, в двигательном центре (то есть в теле) существует воздержание, а в интеллектуальном — полная свобода сексуальных фантазий, то не может быть ничего хуже.

Опять же следует помнить, что только человек, вполне нормальный в области половой жизни, может иметь какие-то шансы в работе; любого рода «оригинальничанье», странные вкусы, необычные желания или, наоборот, страхи и постоянно действующие «буфера» должны быть преодолены с самого начала. Современное воспитание и современная жизнь создают великое множество половых психопатов. Они не имеют никаких шансов в работе.

6. Работу с сексуальной энергией имеет смысл начинать с нормализации половой жизни и устранения злоупотреблений половой энергией. Злоупотреблениями Гурджиев считает в первую очередь использование сексуальной энергии другими центрами, либо же работу полового центра с не предназначенными для него, более грубыми видами энергий.

Необходимо помнить, что половой центр работает с «водородом 12», а это значит, что он сильнее и быстрее всех других центров. Фактически, половой центр управляет всеми другими центрами. В обычных обстоятельствах, т. е. когда человек не имеет ни сознания, ни воли, единственная вещь, которая удерживает половой центр в подчинении, — это «буфера». Они могут превратить его в ничто, т.е. остановить его нормальное проявление, но уничтожить его энергию они не в состоянии. Энергия остаётся и переходит в другие центры, находя себе способы проявления через них; иными словами, прочие центры крадут у полового энергию, которой он сам не пользуется.

Энергию полового центра в работе мыслительного, эмоционального и двигательного центров можно опознать по некоему «привкусу», по особому жару, по ярости, которой совершенно не требует природа дела. Мыслительный центр пишет книги; но, пользуясь энергией полового центра, он не просто занимается философией, наукой или политикой, — он всегда с чем-то борется, спорит, критикует, создаёт новые субъективные теории. Эмоциональный центр проповедует христианство, воздержание, аскетизм или страх и ужас греха, ада, мучений грешников, вечное пламя — и всё это за счёт энергии полового центра… С другой стороны, при помощи той же энергии он устраивает революции, грабежи, поджоги и убийства. Двигательный центр занимается спортом, ставит рекорды, взбирается на горы, прыгает, фехтует, борется, сражается и так далее. Во всех этих случаях, т.е. в работе мыслительного центра, как и в работе эмоционального и двигательного, использующих энергию полового центра, имеется один характерный признак — какая-то особая страстность и вместе с тем бесполезность. Ни мыслительный, ни эмоциональный, ни двигательный центр никогда не могут создать ничего полезного при помощи энергии полового центра. Это — тоже примеры «злоупотребления половой энергией».

Но тут только одна сторона вопроса. Другая сторона заключается в том, что, когда энергия полового центра расхищается другими центрами и тратится на бесполезную работу, на долю самого полового центра уже ничего не остаётся, и ему приходится красть энергию у других центров, гораздо более грубую и низкую, чем его собственная.

Тем не менее, половой центр очень важен для общей деятельности и особенно для внутреннего роста организма, потому что, работая с «водородом 12», он может получать очень тонкую пищу впечатлений, какую не способен получить ни один из обычных центров. Эта тонкая пища впечатлений очень важна для производства высших видов «водорода». Но когда половой центр работает с чужой энергией, т.е. со сравнительно низкими видами «водорода 24 и 48», его впечатления становятся более грубыми, и он перестаёт играть в организме ту роль, которую мог бы играть.

В то же время объединение с мыслительным центром и использование этим центром энергии пола порождает слишком сильное воображение, касающееся вопросов пола, а также тенденцию удовлетворяться воображениемОбъединение с эмоциональным центром создаёт сентиментальность и, напротив, ревность и жестокость. Это опять-таки картина «половых злоупотреблений».

По качеству своей энергии (при использовании собственной энергии) половой центр стоит на одном уровне с высшим эмоциональным центром, и все прочие центры подчинены ему. Поэтому если бы он работал с собственной энергией, это была бы великая вещь; одно это указывало бы на сравнительно высокий уровень бытия. В этом случае, т.е. при работе с собственной энергией и на своём месте, все другие центры могли бы работать правильно — на своих местах и с собственными энергиями.

Правила жизни дона Хуана

В июне прошлого года в поездке в Абхазию я перечитывал и прорабатывал книгу Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан». Моей задачей было, опираясь на текст книги, сформулировать правила, которыми можно было бы руководствоваться в своей обыденной жизни. Мне нужно было краткое руководство, собирающее на одной странице ключевые принципы жизни воина, в которые дон Хуан посвящал Карлоса на протяжении книги.

Я верил и верю в то, что эти принципы вполне могут быть применимы к нашей действительности, служа ориентиром для моего собственного путешествия. Это был не первый мой подход к Кастанеде и, пожалуй, самый плодотворный. Но, неожиданно для меня самого, эта работа так меня утомила, что я отложил Кастанеду практически на целый год, и вот только сейчас смог снова вернуться к этой теме.

Ниже — текст «правил жизни дона Хуана», составленный мною на основе цитат из книги. Его основная задача — напоминать и указывать мне самому на те единицы смысла, которые я вынес для себя, читая эту книгу. Не знаю, могут ли эти правила быть полезны тем, кто с текстом книги не знаком, но тем не менее публикую их здесь во благо всех чувствующих существ.

~ • ~ • ~

Возжги огонь собственного духа! Во всем, что мы делаем, по-настоящему необходимо лишь одно — дух. Без духа человек ни на что не годен. Укрепление духа — единственное, ради чего действительно стоит жить. Не действовать ради укрепления духа — значит стремиться к смерти, а стремиться к смерти — значит не стремиться ни к чему вообще, потому что к ней в лапы каждый из нас попадет независимо ни от чего. Стремление к совершенствованию духа воина — единственная задача, достойная человека.

Сотри личную историю. Окутай туманом свою личность и свою жизнь. Никому не рассказывай о том, что ты делаешь. Потом расстанься со всеми, кто хорошо тебя знает. В итоге вокруг тебя постепенно возникнет туман. Отныне ты просто должен показывать людям то, что считаешь нужным, но никогда не говори, как достиг этого.

Откажись от чувства собственной важности. Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значимое явление в мире — это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, ты не видишь в нем ничего, кроме самого себя. Относись к себе с юмором, а к другим — с уважением.

Используй смерть как советчика. Сделай смерть постоянным свидетелем твоей жизни. Ты должен снова осознать, что смерть охотится за каждым из нас, что она всегда рядом, за нашим левым плечом. Ты должен обратиться к смерти за советом, чтобы избавиться от бездарной мелочности, свойственной людям, которые живут так, словно смерть никогда их не коснется.

Прими ответственность. Принимай решения и действуй без сомнений и сожалений, приняв на себя ответственность за свои действия и их последствия. Принять на себя ответственность за свои решения — значит быть готовым умереть за них. Помни — воин всегда рассматривает себя как уже мертвого, ему нечего терять в этой жизни.

Стань охотником. Измени свой образ жизни, стань охотником и веди собственные битвы. Будь твердым, ничего не предоставляй случаю. Чтобы быть охотником, необходимо находиться в совершенном равновесии со всем-всем в мире.

Научись сознательно становиться доступным и недоступным. Секрет великих охотников — в смене доступности и недоступности точно на соответствующих поворотах пути. Ты должен научиться сознательно становиться доступным и недоступным. Хочешь ты этого или нет, но при твоем нынешнем образе жизни ты все время остаешься доступным, ты всегда открыт. Быть недоступным вовсе не значит прятаться или быть скрытным. Это значит — быть недостижимым, то есть закрытым и защищенным.

Быть недостижимым — значит бережно прикасаться к окружающему миру. Съесть не пять перепелов, а одного. Не калечить растения лишь для того, чтобы сделать жаровню. Не подставляться без необходимости силе ветра. Не пользоваться людьми, не выжимать из них все до последней капли, особенно из тех, кого любишь.

Быть недоступным — значит сознательно избегать истощения, бережно относясь к себе и другим. Это значит, что ты не поддаешься голоду и отчаянию, как несчастный дегенерат, который боится, что не сможет поесть больше никогда в жизни и потому пожирает без остатка все, что попадается на пути, все пять перепелов! Охотник знает, что в его ловушки еще не раз попадет дичь, поэтому он не беспокоится. Беспокойство неизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревога заставляет его в отчаянии цепляться за что попало, а зацепившись, ты уже обязан истощить либо себя, либо то, за что зацепился.

Охотник обращается со своим миром очень осторожно и нежно. Он находится в очень тесном контакте со своим миром, и тем не менее он для этого мира недоступен. Недоступен он потому, что не выжимает из своего мира всё до последней капли. Он слегка касается его, оставаясь в нем ровно столько, сколько необходимо, и затем быстро уходит, не оставляя никаких следов.

Разрушь распорядки и сотри все программы. Охотник добывает дичь не потому, что устанавливает ловушки, и не потому, что знает распорядки своей жертвы, но потому, что сам не имеет никаких распорядков. И в этом его единственное решающее преимущество. Охотник не уподобляется тем, на кого он охотится. Они скованы жесткими распорядками, путают след по строго определенной программе, и все причуды их легко предсказуемы. Охотник же свободен, текуч и непредсказуем. Хороший охотник меняет свой образ действий настолько часто, насколько это необходимо.

Рассматривай каждый поступок как последнюю битву. Используй смерть! Сосредоточь внимание на связующем звене между тобой и твоей смертью, отбросив сожаление, печаль и тревогу. Сосредоточь внимание на том факте, что у тебя нет времени. И пусть действия твои текут соответственно. Пусть каждое из них станет твоей последней битвой на земле. Только в этом случае каждый твой поступок будет обладать силой.

Откройся силе. Чтобы открыться силе, нужно заявить о своем присутствии, изображая громкий разговор или делая что-то другое, производящее много шума. А потом нужно долго сохранять молчание и неподвижность. Если шумное активное действие сознательно сменяется безмолвной неподвижностью и если и то, и другое находится под полным контролем, сила знает — она имеет дело с воином, ибо это его признаки.

Действуй в настроении воина. Каждый из поступков следует совершать в настроении воина. Воин прежде всего охотник. Он учитывает всё. Это называется контролем. Но, закончив свои расчеты, он действует. Он отпускает поводья рассчитанного действия. И оно совершается как бы само собой. Это — отрешенность. В настроении воина полный самоконтроль и абсолютное самообладание соединяются с отрешенностью, то есть с полным самоотречением.

Охоться за силой там, где это возможно, всё время пребывая в состоянии готовности. Чтобы обладать силой, нужно вести жизнь, наполненную силой. Множество вещей, подобно ветру, в определенное время и в определенных местах становятся центром силы. Охотник за силой наблюдает за всем. И всё, за чем он наблюдает, раскрывает ему какие-нибудь тайны. За силой, как и за дичью, невозможно охотиться по конкретному плану. Охотник охотится на то, что ему попадается. Поэтому он всё время должен находиться в состоянии готовности.

Накапливай историю личной борьбы и охоты на силу. Сознательно формируй образ себя как воина. Заведи для себя место, насквозь пропитанное незабываемыми, исполненными силы событиями, каждое из которых оставило неизгладимый след; место, на котором воин становится свидетелем великих чудес, в котором ему были поведаны тайны; место, где воин запасает свою личную силу. Долг воина — возвращаться туда после каждого контакта с силой, чтобы в этом месте сделать её запас.

Танцуй! Танец воина — это история жизни, история его личной борьбы, которая растет по мере того, как растет его личная сила. В этом танце будет твой рассказ о борьбе, о битвах, в которых ты победил, и о тех, в которых ты проиграл, о радостях и разочарованиях, обо всем, что было встречено тобой в походе за личной силой. Твой танец поведает об открывшихся тебе тайнах и о чудесах, ставших твоим достоянием.

Доверяй личной силе. Верь своей личной силе, это единственное, что есть у человека в этом таинственном мире. Личная сила — это чувство, что-то вроде ощущения удачи или счастья, можно назвать ее настроением. Помни, что орган восприятия личной силы — это тело, поскольку твое тело знает, что смертно. Поэтому всегда прислушивайся к своему телу.

Воин действует так, словно знает в точности, что делает, тогда как в действительности не знает ничего. Воин безупречен, если он доверяет своей личной силе, независимо от того, мала она или огромна. Он твердо уверен в том, что она направит его действия в правильное русло. Нужно отрешиться от себя и верить той, пусть крохотной, личной силе, которой ты обладаешь.

Практикуй не-делание и чувствуй мир. Не-делание — это действие тела. Первый сознательный шаг в накоплении личной силы — позволить телу не-делать. Самое сложное на пути воина — осознать, что мир есть ощущение, мир воспринимается посредством ощущений. Практикуя не-делание, воин чувствует мир. Действуй без веры. Воину нет нужды верить, потому что когда он действует без веры, он практикует не-делание.

Ищи внутреннее благополучие. Внутреннее благополучие — это состояние, которое нужно взлелеять и тщательно за ним ухаживать. Чтобы его искать, необходимо сначала его понять. Ты никогда не испытывал состояния внутреннего благополучия, поэтому понятия не имеешь, что это такое. Внутреннее благополучие — это не просто состояние. Это — достижение, к которому нужно стремиться, которое нужно искать. Ты же знаешь только, как сбивать себя с толку в поисках внутреннего неблагополучия, смятения и неразберихи.

Не-делай самого себя. Напряженный и самоотверженный труд твоей жизни не прошел даром — тебе вполне удалось сделать себя несчастным. Но самое смешное и абсурдное в этом то, что с теми же затратами ты мог настолько же успешно сделать себя целостным и сильным. Весь фокус в том, на что ориентироваться. Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объем работы, необходимый и в первом, и во втором случае, — один и тот же.

Но помни, что любое делание себя — ложь, иллюзия, оно нереально, и вовлекаться в какое бы то ни было из них, превращая его в основу своего бытия, — нелепо. Это — пустая трата времени. А единственной реальностью является существо, которое живет в тебе и удел которого — смерть. Достижение этого существа, отождествление себя с ним и его самосознанием и есть не-делание самого себя.

Преврати свой мир в свои охотничьи угодья. Вот он — твой мир. Посмотри на людную улицу за окном. Ты — человек этого мира. И там, в этом мире — твои охотничьи угодья. Невозможно уйти от делания своего мира. И воину остается только одно — превратить свой мир в свои охотничьи угодья. Воин — охотник и, как охотник, знает: мир создан для того, чтобы его использовали. И воин использует каждую частицу мира. Воин подобен пирату — он берет всё, что хочет, и использует так, как считает нужным, и в этом он не признает никаких запретов и ограничений. Но, в отличие от пирата, воин не чувствует себя оскорбленным и не возражает, если кто-то или что-то берет и использует его самого.

Живи и действуй стратегически. Самым важным фактором твоей жизни должна стать стратегия. Стратегическая линия жизни. Ты должен отвечать за каждое свое действие. Воин живет стратегически.

Будь начеку и лови кубический сантиметр шанса. Представь себе маленький кусочек удачи. Объемом, скажем, в один кубический сантиметр. Кубический сантиметр шанса. Он появляется время от времени перед носом каждого из нас, независимо от того, ведем мы жизнь воина или нет. Различие между обычным человеком и воином состоит лишь в том, что воин знает о кубическом сантиметре шанса и знает, что одна из задач воина — быть всегда наготове, всегда ждать. Поэтому, когда кубический сантиметр шанса появляется в пределах его досягаемости, воин хватает его, так как ждал этого момента и готовился к нему, развивая необходимую быстроту и ловкость.

Удача, везение, личная сила — не имеет значения, как мы это назовем, — штука занятная. Вернее, это даже не то чтобы какая-то штука, а скорее — некое положение вещей, что-то вроде маленького абстрактного хвостика, который возникает перед самым нашим носом и принимается призывно вилять, как бы приглашая его схватить. Но обычно мы слишком заняты делами, или слишком глубоко погружены в очень умные мысли, или попросту слишком тупы и ленивы для того, чтобы осознать: этот хвостик — хвостик удачи. Воин же все время собран и находится в состоянии полной готовности, у него внутри — словно сжатая пружина, и ум его всегда готов проявить максимум сообразительности, чтобы в мгновенном броске ухватить этот хвостик удачи.

Останови мир, чтобы видеть. Нам объясняют с самого рождения: мир такой-то и такой-то. У нас нет выбора. Мы вынуждены принять, что мир именно таков, каким нам его описывают. Но тело должно осознать, что оно способно видеть. Лишь в этом случае человеку становится ясно, что мир, на который он смотрит ежедневно, не мир вовсе, а всего лишь описание.

Помни, что люди вокруг — призраки. Воин одинок в своем путешествии по миру. Нет никого, на кого бы он мог рассчитывать или на кого мог бы опереться. Поэтому только воин способен выстоять на пути знания. Ибо искусство воина состоит в нахождении и сохранении гармонии и равновесия между всем ужасом и одиночеством человеческого бытия и сказочным чудом того, что мы зовем „быть человеком“.

Двигаться дальше

Нет хуже состояния, чем надолго зависнуть на очередной развилке собственной судьбы, страшась сделать выбор, такой очевидный и желанный глубоко внутри, но такой неуместный и безумный с точки зрения всей суммы жизненных обстоятельств.

Отчетливо помню предыдущую такую развилку, и как твердил тогда, что больше никогда не позволю себе так долго и нерешительно висеть на этом перекрестке, тянущем из меня душевные силы и бездарно расходующем время жизни. И вот я снова здесь, и снова со мной все те же чувства — и страх неудачи, и горечь одиночества, и отчаянное нежелание признать, что в сущности выбор уже сделан, и теперь мир лишь ждет, когда я наконец-то наберусь смелости это осознать и начать действовать. Пусть криво, неуверенно и косолапо, как это всегда бывает поначалу, но косить-то всё равно надо, как говорится в известном анекдоте.

И вот я пишу этот текст, чтобы с его помощью помочь себе осознать, что выбор сделан, и мое неуверенное топтание на месте ничего не меняет — рано или поздно придется начать идти. Когда-то в юности мне помогала набраться решимости песня Аквариума «Двигаться дальше», она и сегодня мне нравится — простенькая, но по делу. Но с тех пор я собрал небольшую коллекцию высказываний мудрых людей, помогающих сделать первый шаг с этого заколдованного перекрестка. Удивительным образом все они пришли ко мне от моего друга Кирилла Семенова, чье жизненное призвание, как мне кажется, как раз и состоит в том, чтобы быть для других людей проводником через такие зачарованные лабиринты их собственной жизни.

Вот что говорит мне мир, когда я спрашиваю у него совета. Публикую это здесь в надежде, что всё это сейчас или когда-нибудь еще сослужит добрую службу не только мне одному.

Я не должен бояться. Страх — убийца разума. Страх — это малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение. Я встречусь лицом к лицу со своим страхом. Я позволю ему пройти надо мной и через меня. И когда он уйдет, я обращу внутренний взор на его путь: там, где был страх, не будет ничего. Останусь лишь я.

— Фрэнк Герберт. Дюна. Литания против страха

Дух зла — это страх и запретное желание; это враг, противостоящий жизни в её борьбе за вечность и препятствующий всем великим деяниям. Этот враг внедряет в наше тело яд слабости и старения посредством вероломного укуса змеи. Для героя страх — это вызов и испытание, ибо избавление от страха может принести только отвага. И если не пойти на риск, то над смыслом жизни человека каким-то образом совершится насилие.

— Карл Густав Юнг

… Мы должны время от времени спрашивать себя: «Что через меня ищет выхода в мир?». Этот вопрос идет не из Эго, и в нем нет нарциссизма. Такое вопрошание заставляет нас проявляться и служить чему-то большему, чем привычное и безопасное. Безусловно, одно из самых сильных испытаний для нас в том, удается ли нам жить вне зоны комфорта, ориентироваться на вызовы, делать сверхусилия.

— Джеймс Холлис

Пока человек не принял решение, его одолевают сомнения, желание повернуть обратно: инициатива и созидательные силы парализованы. Существует одна простая Истина, игнорирование которой погубило бесчисленное количество идей и блестящих намерений: как только вы приняли решение, Промысел Божий становится на вашу сторону. На помощь вам приходит даже невозможное. Ваше решение порождает целый поток непредвиденных событий, идущих вам на пользу, происходят самые неожиданные вещи, вы получаете такую материальную поддержку, о которой ни один человек не смеет даже мечтать. Вы сможете все, что захотите, только начните. Смелость порождает гениальность, силу и волшебство. Начинайте немедленно.

— Иоганн Фольфганг фон Гёте

Письмо американскому бизнесмену

Такой, как вы есть, вы не имеете времени, чтобы его тратить. Вы не владеете временем, это время владеет вами, и со временем потрачены будете именно вы… Единственный путь, чтобы изменить это неприятное положение — вложить капитал. Но что есть у вас, что можно было бы вложить? Всё, чем вы являетесь в этом мире — есть ваша нищета. Богатый в этом мире — вы бедны. У вас нет даже самого себя. То, что вы считаете собой, будет потрачено в одно мгновение и исчезнет… Но начало заключается именно в этом мгновении. Оно ваше. Это ваша жизнь. В этом мгновении человек способен отзываться и нести ответственность. Но человек должен платить этому мгновению вниманием. Внимание — единственный капитал, который вы можете вложить. И он может привести к жизни за пределами той, что тратится и уходит за миг».

— Письмо американскому бизнесмену, Св. Инокентий, митрополит Московский, архиепископ Сибири и Америки