Меню

Вестник Водолея

заметки о пробуждении

О совершенстве

Сказано: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф.5:48).

Я всегда воспринимал этот внутренний импульс как стремление к преобладанию более светлых, сильных, добрых — вибрирующих на более высокой частоте — частей себя. Соответственно всё, мне не нравящееся и меня не устраивающее, — становилось предметом для работы над собой.

Такое умонастроение приводило к картине мира, в которой я воспринимал окружающих меня людей и самого себя двойственно: я видел их потенциально «совершенное» состояние — то, какими они могли бы быть; и я видел их нынешнее состояние как искажение этого «совершенного» состояния.

Такой взгляд сильно определял мое отношение к жизни и к людям. Я много работал над собой, стараясь избавиться от собственных «искажений» и приблизиться к «совершенству». Это же отношение (как это обычно бывает) проецировалось на мою работу с людьми и на мои отношения с близкими. Я стал очень чувствителен ко всем проявлениям несовершенства и, как мог, боролся с ними в себе и в других.

На прошлой неделе в моей жизни случился опыт, который высветил для меня эту двойственность моего восприятия, и одновременно показал мне последствия: такое «стремление» к совершенству с моей стороны приводит к очень активному непрятию себя и людей такими, каковы они есть прямо сейчас.

Я задумался и где-то неделю внимательно наблюдал за собой, обнаружив со всей яркостью все те моменты нелюбви к самому себе, которыми, конечно же, полна моя жизнь. Я активно не люблю и не принимаю все свои искажения, борюсь с ними, виню и стыжу себя за них, и стараюсь отождествлять самого себя только с теми сторонами своего существа, которые мне любы. Мне стало любопытно, могу ли я относиться к себе и к окружающим меня людям как-нибудь иначе?

И вот я вспомнил об этом высказывании Христа о совершенстве и решил внимательно перечитать, что же именно он там говорит. И мне открылось чудесное:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Господь говорил вовсе не о борьбе за внутреннее псевдо-совершенство, а об истинном совершенстве — о любви к тем своим внутренним аспектам, которые мы сами считаем проявлениями, недостойными нас самих. Ибо если мы будем любить лишь хорошее в себе, то какая нам награда? Для этого не нужно никаких усилий. Нет, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный — позвольте внутреннему солнцу всходить и над добрыми, и над злыми своими аспектами.

Понимание этого сильно меняет мое отношение и к самому себе, и к окружающим людям. Жизнь не изменилась, проблемы не ушли, я сам и люди вокруг не стали «совершеннее» в своих проявлениях, но более совершенным потихоньку становится мое миросозерцание и мироощущение — в них стало больше сердца и любви. Я с удивлением наблюдаю, как привык корить себя за всё, к чему во внутреннем мире приклеен ярлык «плохого». И очень радуюсь, когда удается улыбнуться своим и близких «несовершенным» проявлениям.

Об Иисусе Христе и Рождестве

С Рождеством вас, дорогие мои! Этот текст — попытка ответить самому себе на вопрос, что такое Рождество и кто такой Иисус Христос для меня лично. Всё дальнейшее — мой личный, персональный сон. Ни в коем случае не утверждаю, что всё так и есть на самом деле. Просто таков мир, в котором живу я сам, и таково мое отношение к сегодняшнему празднику.

~ • ~ • ~

Чтобы понять Рождество, нужно соизмерять его не с мелочами нашей жизни, а с большими процессами, происходящими с нашим домом — планетой Земля. По выражению Гурджиева, мы живем в мире, который находится очень далеко от Источника всего, от Солнца-абсолюта, в очень далеком и темном углу вселенной. Гурджиев использовал идею луча творения — живой ветви вселенной, в конце которой находится наша планета: Солнце-абсолют → все галактики → наша галактика «Млечный путь» → все звездные системы нашей галактики → Солнечная система → все планеты солнечной системы → Земля → Луна.

Можно представить себе, что наша Земля — крайний небольшой листик на самой дальней ветке какого-нибудь дерева в каком-нибудь большом лесу. Можно посмотреть, например, вот этот ролик, чтобы чуть лучше осознать масштаб Вселенной и наше место в ней:

С космической точки зрения Земля — это школа, одна из многочисленных школ во Вселенной. Сюда воплощаются для того, чтобы учиться и развиваться. Это очень сложная школа, плотная, с большой нагрузкой, здесь очень мало света, и она требует большой и серьезной работы. Это не значит, что Земля — плохое место, скорее даже наоборот, просто это сложное место и очень серьезная школа.

Проблема всех душ, воплощенных на Земле, в том, что они забывают, зачем они здесь (для самого опыта жизни, для самосовершенствования и для помощи Источнику в поддержании Вселенной). И оказываются в ловушке перевоплощений из одной обыденной жизни в другую, которые повторяются одно за другим много-много раз. Эта забывчивость — не моральный проступок (обещал помнить, но забыл), а энергетическое явление. Здесь слишком темно, и память о подлинном свете просто не проходит сюда. Это как пытаться светить фонариком в мешок с песком — свет не пройдет сквозь песок, хотя если бы это был пакет с водой или тем более с воздухом — то свет было бы видно.

Поэтому на нашу планету, в эту Школу, с определенной периодичностью воплощаются Учителя. Их задача — быть проводниками света, чтобы воплощенные души вспоминали, зачем они здесь. Это очень сложно, и чтобы это получилось, им нужно воплотиться в обычном человеческом теле (вот ровно таком же, как у нас) и «разогнать» его до такого состояния светимости, когда свет изнутри не только проходит наружу, но и проникает в другие тела — и непосредственно, и через пространство и время.

Таких Учителей-светильников на исторической памяти человечества было множество. Мое сердце откликается на следующие имена: Рама, Кришна, Заратустра, Будда, Моисей, Магомет, Гермес, Орфей, Лао Цзы, Пифагор. Сейчас мы с вами живем в мире, озарённом светом Сына Человеческого, известного нам под именем Иисус Христос. Его воплощение, жизнь и смерть привнесли в мир свет такого масштаба, что сейчас, спустя две тысячи лет, он всё ещё здесь.

Приход Иисуса был связан с началом нового планетарного двухтысячелетнего цикла, так называемой эпохи Рыб, в конце которой мы с вами как раз и живем. Эпоха Рыб плавно заканчивается и переходит в следующий цикл — эпоху Водолея, еще бо́льший поворот того луча творения, на кончике которого находится Земля, к исходному Солнцу-абсолюту. То есть следующие 2160 лет будет постепенно светлеть, и далее ещё больше, если я правильно понимаю суть дела.

Так вот, Иисус принес с собой света на всю эпоху Рыб, на 2160 лет. Свет этот специфический, это не свет физический, это свет более тонкий, более высокооктановый — свет Духа. Этот свет — весть-напоминание для учеников, пошедших в школу, о том, что они — в школе, и что они — ученики.

Свет этот действует по-разному в зависимости от степени пробужденности человека (степени контакта со своим внутренним светом). Используя метафору школы, можно сказать, что тем, кто забыл, зачем он здесь, свет Иисуса словно мерцающая звезда напоминает о том, что мы в школе; тем, кто и так помнит и занят обучением, этот свет как горящий факел освещает путь; для тех же, кто является работником школы, этот свет сияет в их собственном сердце, дает силы и связь с более высоким уровнем бытия.

Если теперь мы с этой перспективы посмотрим на событие рождения Иисуса, то можем увидеть всю его неординарность и понять, почему мир спустя две тысячи с лишним лет продолжает праздновать это событие. Смысл этого праздника — в восстановлении, обновлении внутреннего контакта с тем светом, что идет к нам через Христа. В настройке на волну, на несущую частоту этого света.

Лично для меня самым мощным способом контакта с этим событием является чувственное сопереживание тем людям, которые были его участниками и свидетелями. До нас событие это дошло в виде ряда сюжетов-историй, погружаясь в которые и проживая которые мы имеем возможность почувствовать, что же чувствовали те люди, которые в этом участвовали.

В этом году я впервые набрался смелости воспользоваться великим подарком двух аргентинцев — композитора и поэта, и станцевать историю Рождества Христова в виде шести танцев в фольклорных аргентинских танцевальных жанрах. По одному танцу на каждое из ключевых событий Рождества — благовещение, путешествие в Вифлеем, рождение Иисуса, поклонение пастухов, дары волхвов, бегство в Египет.

В масштабе года Рождество приходится на самое темное время в Северном полушарии — на зимнее солнцестояние. В масштабе тысячелетий тогда, так же, как и нынче, тоже было очень темное время — смена эпох и полный бардак в жизни людей. Такие времена люди обычно называют «концом света». Именно в этот темный колодец и проник божественный свет, воплотившись в Сына человеческого, в ночь, когда четыре звезды-планеты с разных сторон неба сошлись и слились в одно ночное светило небывалой яркости.

В ближайшие пару недель «от Рождества до Рождества» мне хочется поделиться разными связанными с Рождеством творениями человека, которые оживляют для меня этот праздник. Самое, пожалуй, нежное и доброе из них — это мультфильм Михаила Алдашина «Рождество». С праздником вас!

Письмо американскому бизнесмену

Такой, как вы есть, вы не имеете времени, чтобы его тратить. Вы не владеете временем, это время владеет вами, и со временем потрачены будете именно вы… Единственный путь, чтобы изменить это неприятное положение — вложить капитал. Но что есть у вас, что можно было бы вложить? Всё, чем вы являетесь в этом мире — есть ваша нищета. Богатый в этом мире — вы бедны. У вас нет даже самого себя. То, что вы считаете собой, будет потрачено в одно мгновение и исчезнет… Но начало заключается именно в этом мгновении. Оно ваше. Это ваша жизнь. В этом мгновении человек способен отзываться и нести ответственность. Но человек должен платить этому мгновению вниманием. Внимание — единственный капитал, который вы можете вложить. И он может привести к жизни за пределами той, что тратится и уходит за миг».

— Письмо американскому бизнесмену, Св. Инокентий, митрополит Московский, архиепископ Сибири и Америки